Классный
час в 1 классе на тему: «Что в имене тебе
моем...»
Автор:
Ивлютина
Елена Николаевна, учитель начальных
классов МБУ школы №40 г.Тольятти Самарской
области.
Описание
материала:
Предлагаю вашему вниманию разработку
классного часа для обучающихся 1 класса
.Данная разработка пригодится классному
руководителю начальной школы в рамках
решения воспитательной задачи этической
направленности, так как содержит
материалы по этикету знакомства.Расширит
знания детей о полном имени русского
человека .
Цели
занятия:
- сообщить детям начальные сведения об именах, структуре имени, составе русского имени;
- показать функцию имен в обществе;
- познакомить обучающихся с этикетом знакомства;
- совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
Ход
классного часа.
Учитель:
-Дорогие
ребята!Сегодня мы побеседуем об именах.У
каждого из вас есть имя.А зачем оно вам
нужно?Зачем люди дают друг другу имена?
-Правильно,
чтобы отличать одного человека от
другого.Как бы мы обращались друг к
другу, если бы не имя.Я вот слышала как
иногда вы кричите друг другу : “Эй, ты,
иди-ка сюда!”
-Культурно
ли так обращаться к сверстникам?
-А
вы отзываетесь , когда вас так зовут?
Действительно,
это некультурно и не надо отзываться,
если кто-то зовет вас таким образом.Это
обидно и оскорбительно и очень невежливо.Но
могут произойти и такие случаи, когда
вы захотите к кому-то обратиться, а имени
не знаете.Как вы поступите в этом случае?
Дети:
-Надо
спросить имя, познакомиться.
Учитель:
А
вы умеете знакомиться?Сейчас мы это
проверим.Давайте немного поиграем.Представьте
себе, что вы не знаете друг друга и очень
хотите узнать имя.Как вы это сделаете?
(Разыгрываем
ситуации)
Учитель:
А
теперь порассуждаем, какие ошибки вы
допустили во время знакомства.
Во-
первых, если вы хотите показать свое
желание познакомиться, то надо улыбнуться
человеку, сделать жест головой или
рукой, подчеркивающий это желание.
Во-
вторых , имя называют не совсем так.
Кто
подскажет, как правильно назвать себя?
Дети:
-Александр,
Владимир…
Учитель:
И
в-третьих, после знакомства обязательно
нужно сказать :” Очень приятно было с
тобой (с вами) познакомиться” Или просто
:” Очень приятно.”
Давайте
попробуем разыграть ситуацию знакомства
еще раз, но уже без ошибок.
-Итак,
ребята, имя мы узнали.Но у меня для вас
есть еще одна загадка.Послушайте
стихотворение “”Сколько имен у подружки
у Оли?”и скажите сколько же у нее имен
в действительности.
Сколько
имен у подружки у Оли ?
Как
бы , друзья не запутаться тут.
Ольга
зовут эту девочку в школе,
Олечкой
папа и мама зовут.
Олюшкой
тетя ее называет.
“Олька!”-
кричит озорник во дворе
Кто
же, скажите-ка мне ,посчитает,
Сколько
имен у подружки моей?
Учитель:
-Правильно,
ребята, имя у нее одно , а другие формы-
это варианты имени.Официальный вариант,
полное имя какое?
Дети:
-Ольга.
Учитель:
Верно,
так называют девочку в школе или в другой
официальной обстановке, А почему мама
и папа называют ее Олечкой?
-Да,
это ласкательные формы.Вспомните, как
называют вас родители, бабушки и дедушки?
-А
почему озорник во дворе кричит Олька?Это
культурно?
-А
вы называете друг друга Петькой и
Танькой?
Думаю,
что нет.Ведь если так обращаться к
человеку , то все сразу поймут, что вы
невоспитанный человек.
-Итак,
ребята, вы узнали что бывают полные и
неполные формы одного и того же имени.
На
доске записаны
формы имен.Вам необходимо назвать к
определенному имени противоположную
форму.
Полная
форма имени:
Екатерина-...
Людмила-...
Елена-...
Неполная
форма имени:
Яша,
Яшенька-...
Тема,
Темочка-...
Коля
Учитель:
-Много
мы узнали об имени.Но как быть, если у
людей одинаковые имена?Как в этом случае
различать людей?
Дети:
-По
фамилии.
Учитель:
-Верно,
в русское имя входит не только имя, но
и фамилия.А чем фамилия отличается от
имени?
-Фамилия-это
семейное имя, оно объединяет родственников.
Давайте
еще раз вернемся к этикету знакомства.Не
всегда бывает достаточно назвать только
имя .Если вы хотите, чтобы вас отличали
от других Саш,Тань и Вань, то назовите
не только имя, но еще и фамилию.
А
теперь я хочу познакомить вас еще с
одной формой русского этикета- знакомство
через посредника.Посредником называют
человека, который знает двух других
незнакомых между собой людей и представляет
их дуг другу.
(Вызываются
3 человека к доске и разыгрывается
учебная ситуация знакомства посредством
собеседника)
-Не
забывайте, что выражение лица у всех
должно быт доброжелательным, знакомьтесь
с улыбкой и пожав друг другу руку, не
забудьте сказать, что вам было очень
приятно познакомиться.
-Я
вижу, ребята, что вы уже усвоили этикет
знакомства и теперь у вас не будет
трудностей, когда вы захотите узнать
чье-то имя .
-А
теперь подумайте, у русского имени
только две части или есть еще какая-то
часть?
-Совершенно
верно у русского человека есть еще и
отчество.
Кто
знает почему отчество так называют?
От
какого слова оно образовалось?
-От
слова отец.Это имя отца, включенное в
ваше полное имя.
А
теперь пусть каждый назовет свое имя
полностью.
Учитель:
-Ребята,
а почему вы улыбаетесь, когда называете
свое полное имя?
-Называют
ли детей по имени отчеству?
-А
кого называют только по имени
отчеству?Почему?
-На
этом наше занятие подошло к концу .
Я
надеюсь , что когда вы вырастите, то
будете достойными и уважаемыми людьми
и к вам будут тоже обращаться по имени
отчеству.
Комментариев нет:
Отправить комментарий